К основному контенту

Список православных храмов Брестской области, закрытых в период Хрущевских гонений или ранее (данные на 1 марта 1965 г.)

Борьба с христианством имела в Советской Белоруссии несколько этапов. 

В тридцатые годы враждебное Богу коммунистическое руководство вознамерилось создать из БССР первую в Советском Союзе безбожную республику, для чего были закрыты почти все храмы и почти все духовенство было репрессировано (расстреляно или сослано в концлагеря). 

Торжеству безбожия помешали Вторая мировая война и присоединение в БССР части Речи Посполитой (нынешней Западной Белоруссии), с приходами и епархиями, находившимися в составе Поместной Православной Церкви в Польше. 

Советская власть разрушала нормальную церковную жизнь Православной Церкви в Польше, навязывая верующим подчиненную спецслужбам Московскую патриархию, готовую исполнять любой приказ своих атеистических руководителей. Полного подчинения достичь не удалось благодаря мужественности и верности церковным канонам архиепископа Пинского и Полесского Александра (Иноземцева), создавшего и возглавившего независимое от Москвы церковное управление – Православную Церковь в границах Западной Украины и Западной Белоруссии.

В период немецкой оккупации на территории Беларуси была создана Белорусская Автокефальная Православная Церковь, объявившая о своей церковной независимости на Первом Всебелорусском Православном Соборе в 1942 году. В сношения с Вселенским Константинопольским Патриархом руководство БАПЦ не вступило, тогда как только Вселенский Патриарх волен предоставлять Церквам автокефалию. 

В 1944 году советские войска заняли Белоруссию, а за ними следовала и Московская патриархия. Белорусская Автокефальная Православная Церковь была незаконно ликвидирована, а все храмы БАПЦ захватила Московская патриархия. Как говорили в то время верующие (сексоты исправно доносили о настроениях и разговорах верующих; доносы эти сохранились в архивах и были доступны исследователям), «была у нас Церковь Христова, а стала п… (ругательное слово) чекистская» (Пинск, 9 мая 1945 г., учитель П.Н. Самойлович). 

Захват Московской патриархией храмов БАПЦ разрушил связь паствы с храмами и со своими пастырями. 

Во-первых, часть православного общества (преимущественно в городах) перестала посещать храмы регулярно: храм уже не воспринимался как свой приходской храм, главное место молитвы православной общины. 

Во-вторых, начало усиливаться недоверие к священнослужителям – не только к засланцам из Москвы, но и к местному духовенству: войдя в Московскую патриархию, те предали паству; своего согласия на переход в Московскую патриархию паства не давала. Белорусская Автокефалия была объявлена на Соборе; для верующих проведение Всебелорусского Православного Собора, хотя и в условиях немецкой оккупации, было событием знаковым. Люди продолжали ходить в храмы, но священники становились для них в первую очередь служителями культа. Сексоты доносили, например, о таких разговорах: «При Польше переодетый в чекиста поп всем был бы заметен, а теперь попы на чекистов похожи» (Пинск, 23 февраля 1946 г., А.Голтова, продавщица). 

Старалась и атеистическая пропаганда, усиливая отчуждения священников от прихожан, прихожан и священников – от храмов. Священнослужителям навязывалась игра в религиозность; обрядоверие должно было заменить верность Богу паствы, народа Божьего. Места для духовной жизни не оставалось. «Священники только культ правят, а верующие как вороны глядят на священников. И все Бога забыли», - отозвался духовном состоянии православных Пинска один из городских батюшек, вскоре арестованный за «вольные» разговоры и не только за них. 

Без понимания вышеизложенного нельзя оценить т.н. Хрущевские гонения на Церковь – массовое закрытие храмов в 1960-1963 гг. Оно (закрытие) не встретило решительного и повсеместного сопротивления верующих и местных священнослужителей. 

Для закрытия храмов власти находили предлог (часто вымышленный, как видно ниже), и храм закрывался. Если храм имел священника, то его переводили в другой приход (т.е. в материальном достатке священнослужитель не терял, испытывая лишь неудобство переезда). К этому стоит добавить, что с конца 1952 года Пинская епархия не имела архиерея и была подчинена управляющему Минской епархией. Минский архиерей получал от властей указания, какие приходы следует оставить без священнослужителей (чтобы их легче было закрыть), и удалял из приходского храма священника. После этого власти закрывали храм. Архиереи оправдывали себя тем, что закрываются не все, а только малолюдные храмы (это неправда: храмы, например, в Кобрине или Давид-Городке не были малолюдными), и тем, что потворствуя неконституционной затее властей, они-то остаются правящими архиереями и «собою спасают церковь». Со спасением во Христе такое «спасение» не имеет ничего общего. 

Алексей Ильич Осипов, заслуженный профессор Московской духовной академии, неоднократно заявлял, что вожди большевизма были сатанистами в прямом смысле этого слова. В свое время я записывал у еще живых очевидцев свидетельства о том, что происходило в закрытых храмах Брестской области преимущественно в ночное время, с участием лиц, никогда не замеченных в посещении действующих православных церквей и даже в симпатии к ним, а тем более – к православному духовенству. Но это другая история. 

Т.н. Хрущевские гонения ослабили церковную организацию, но не уничтожили ее (такой цели не ставилось). Власти перестраивали Московскую патриархию, допуская к церковному управлению своих молодых агентов, позднее ставших патриархами, патриаршими экзархами и т.п. Омоложенная верхушка патриархии являлась послушным орудием безбожных руководителей и срасталась с ними, теряя и нравственный авторитет, и народную признательность. Церковная жизнь становилась культом; предполагалось, что культ с почитанием Бога через одно или два десятилетия сменится советским культом, без Бога (с безбожными крещениями, с безбожными бракосочетаниями; предлагались даже безбожные литургии, с чтением трудов Маркса и Ленина, вкупе со славословием им и советской власти – пародии на христианские евхаристические собрания), и православный священнослужитель станет в советском обществе анахронизмом. Этого, как мы знаем, не произошло, но этому содействовала иерархия. Она была непосредственным союзником безбожников и сдерживала активность верующих, существуя, собственно, на средства верующих – это еще одна насмешка атеистического руководства СССР над церковной организацией. 



Район, населенный пункт | Сведения об использовании, год закрытия, особые отметки


Барановичский район, Барановичи

 | Кладбищенский храм. Не используется

Люшнево | Закрыт в 1963 г. под предлогом использования под школу. Не используется

Колпеница | Закрыт в 1963 г. под предлогом использования под спортзал. Не используется

Железница | Закрыт в 1963 г. под предлогом использования под школу. Не используется.

Чернихово | Закрыт в 1963 г. под предлогом переоборудования под школу. Не используется

Своротно | Не используется

Дрогичинский район, Толково | Закрыт в 1962 г. Клуб колхоза.

Зелово | Закрыт в 1963 г. под предлогом устройства в нем клуба. Не используется.

Радостово | Закрыт в 1963 г. под предлогом устройства клуба. Не используется.

Липники | Закрыт в 1963 г. под предлогом использования под клуб. Не используется.

Хомск | Планировалось снести.

Вавуличи | Кладбищенский храм. Не используется.

Антополь | Не используется

Лосинцы | Закрыт в 1961 г. Не используется

Деревно | Закрыт в 1963 г. под предлогом использования под клуб. Не используется.

Головчицы | Переделан под клуб

Перковичи | Закрыт в 1961 г., не используется.

Черняхово | Не используется

Гутово | Закрыт в 1961 г. Не используется.

Винче | То же.

Торокань | Не используется

Ивановский район, Снитово | Закрыт в 1960г. Не используется.

Гневчицы | Не используется.

Лосинцы | То же

Лисовчицы | То же

Глинная | Кладбищенская церковь. Не используется.

Лясковичи | Закрыт в 1960 г. Не используется.

Ляховичи | То же

Ивацевичский район, Мироним | Закрыт в 1961 г. Не используется.

Оброво | То же.

Альба | Закрыт в 1963 г. под предлогом использования под клуб. Не используется.

Яглевичи | Закрыт в 1961 г. Не используется.

Борки | То же

Житлин | Не используется.

Вулька Обровская | Закрыт в 1960 г. ввиду аварийного состояния

Щитно | Не используется

Озаричи | Тоже

Любищицы | Кладбищенский храм. Закрыт в 1961 г.

Яглевичи | Не используется

Коссов | Закрыт в 1961 г. Не используется

Лунинецкий район, Любча | Закрыт в 1961 г. Снесен.

Дятловичи | Закрыт в 1960 г. Не используется.

Сенкевичи | Кладбищенская церковь. Закрыта в 1960 г. Не используется

Кожан-Городок | Закрыт в 1961 г. Не используется

Вулька | Приписная церковь Закрыта в 1960 г. Не используется

Бостынь | Закрыт в 1962 г. Не используется.

Вичин | Не используется.

Красная Воля | Закрыт в 1961 г. Не используется.

Ракитно | То же

Богдановка | Не используется

Ляховичский район, Чудин | Не используется

Огаревичи | Снесен

Хотыничи | Закрыт.

Локтыши | То же

Будча | То же

Пинский район, Пинск | Церковь. Закрыта в 1960 г. Используется под детскую поликлинику.

Пинск | Кладбищенская церковь. Закрыта в 1961 г. Не используется.

Житновичи | Закрыт в 1961 г. Реконструирован под ФАП.

Кончицы | Закрыт в 1960 г. Реконструирован под школьные мастерские

Качановичи | Снесен.

Островичи | Закрыт в 1961 г. Снесен.

Чухово | Закрыт в 1960 г. Снесен

Борки | То же.

Вылазы | Не используется

Дубой | То же.

Кудричи | Закрыт в 1961 г. Не используется

Сошно | Не используется.

Семоховичи | Изъят в 1961 г. Не используется

Теребень | Закрыт в 1961 г.

Тырвовичи | Приписная церковь. Закрыта в 1961 г.

Ботово | Закрыт в 1960 г. Не используется.

Камень | То же.

Плоскинь | То же.

Лыща | То же.

Пружанский район, Зельзин | Храм используется под школьные мастерские.

Молочки | Снесен.

Ворониловичи | Используется под школьные мастерские.

Радецк | Не используется.

Смоляница | Закрыт в 1961 г. Не используется.

Заречье | Часовня. Не используется.

Городечно | Закрыт в 1963 г. Не используется.

Шерешево | Кладбищенская церковь Не используется.

Мурава | Закрыт в 1963 г.

Мокрое | Закрыт в 1961 г. Не используется.

Хойники | Не используется.

Шерешево | Храм. Закрыт в 1962 г.

Засимовичи | Не используется.

Пружаны | Кладбищенская церковь .Закрыта в 1961 г.

Столинский район, Бережное | Закрыт в 1960 г.

Теребежев | То же.

Струга | То же.

Ведибор | То же. 

Юнище | Закрыт в 1961 г. Не используется.

Ольпень | Закрыт в 1960 г. Не используется.

Цмень | Закрыт в 1960 г. Не используется.

Колодное | Закрыт в 1960 г.

Ворони | То же.

Столин | Кладбищенская церковь. Не используется.

Хотыничи | То же.

Овсемирово | Кладбищенская церковь. Закрыта в 1961 г.

Давид-Городок | Закрыт к 1960 г.

Дубой-Заречный | То же.

Храпунь | Не используется.

Семигостичи | То же.

Бережцы | Закрыт в 1962 г.

Березовский район,Ворожбиты | Не используется.

Павлиново | Закрыт в 1962 г.

Соколово | Кладбищенская церковь. Закрыта в 1961 г

Блудень | Не используется.

Стригинь | Закрыт в 1961 г.

Береза | Не используется.

Селец | Закрыт в 1961 г.

Брестский район,Брест | Церковь. Передана госархиву под хранилище.

Брест | Кладбищенская церковь. Не используется.

Малые Щитники | Храм используется как колхозный склад.

Вельямовичи | То же.

Страдечь | Не используется.

Дубок | Закрыт в 1962 г. Не используется.

Гершоны | Не используется.

Черни | Закрыт в 1963 г. Не используется.

Косичи | Закрыт в 1962 г.

Хорсы | Не используется.

Аркадия | То же. Вокруг часовни образовалось болото. Входные двери разрушились. Паперть сгнила.

Медно | Не используется.

Каменецкий район, Расна | Закрыт в 1962 г. Не используется.

Баранки | Закрыт в 1960 г. Не используется.

Суходол | Не используется.

Крынки | То же.

Кругель | То же.

Малые Мурины | Снесен.

Шишово | Не используется.

Чемеры | То же.

Волчин | Кладбищенская церковь. Не используется.

Голя | То же.

Борщево | То же.

Сюлки | То же.

Шестаково | То же.

Огородники | Закрыт в 1962 г. Не используется.

Николаево | Не используется.

Лисовчицы | То же.

Малые Зводы | То же.

Омельянец | То же.

Кобринский район, Стригово | Закрыт в 1962 г. Спортзал школы.

Береза | Мастерская школы.

Болота | То же. Позднее разрушен..

Осса | Склад колхоза.

Дивин | Склад сельпо.

Залесье | Снесен.

Козище | Не используется.

Горбанка | То же.

Андроново | То же.

Тевли | То же.

Черевачицы | То же.

Доропеевичи | То же.

Радостово | То же.

Ходыничи | То же.

Корчицы | То же.

Кобрин | Кладбищенская церковь. Не используется.

Кобрин | Александро-Невский собор. Передан областному архиву.

Кобрин | Свято-Никольский храм. Снят с учета действующих в 1961 г. Не использовался. Впоследствии в здании разместился склад Райпотребсоюза. Затем здание было передано музею им. А. Суворова. 

Малоритский район,Луково | Снесен. На месте храма выстроен магазин.

Мокраны | То же.

Хотислав | Подлежит сносу.

Хотислав | Кладбищенский храм. Не используется.

Замшаны | Снесен.

Популярные сообщения из этого блога

Списки приходских общин православного вероисповедания Пинской и Брестской областей в первые послевоенные годы

 Еще в 1939 г. советские власти создали на территории Полесского воеводства (административно-территориальная единица Польши в межвоенный период) две области: Пинскую и Брестскую.  Пинская область была образована 4 декабря 1939 г. Она включала 5 поветов: Дрогичинский, Пинский, Столинский (частично), Косовский, Лунинецкий. 15 января 1940 г. деление на поветы было упразднено. Территория области была разделена на 11 районов: Ганцевичский, Давид-Городокский, Дрогичинский, Жабчицкий, Ивановский, Ленинский, Логишинский, Лунинецкий, Пинский, Столинский, Телеханский. Область занимала площадь 16,3 тыс. кв. км. Брестская область в послевоенные годы включала 14 районов: Антопольский, Березовский, Брестский, Высоковский, Домачевский, Дивинский, Жабинковский, Каменецкий, Кобринский, Коссовский, Малоритский, Пружанский, Ружанский, Шерешевский.  В начале 1954 г. Пинская область была упразднена и вошла в состав Брестской области. Летом 1944 г. советские войска полностью заняли территорию ...

Список приходов и филиалов Полесской епархии Православной Церкви в Польше (на 1 января 1937 г.)

 Православная Церковь в Польше – каноническая Поместная Церковь, устроенная в соответствии с Томосом Вселенского Патриарха Григория VII от 13 ноября 1924 г. Вскоре после завоевания части Польши (Западной Украины и Западной Беларуси) войсками СССР Православная Церковь в Польше подверглась вторжению на ее общепризнанную каноническую территорию группировки митрополита Сергия (Страгородского), с целью захвата и присоединения епархий и приходов к Московской патриархии, с последующим контролем церковной деятельности советскими спецслужбами. Захват происходил с грубейшим нарушением церковных канонов, без учета волеизъявления верующих, без согласия Главы Православной Церкви в Польше Блаженнейшего митрополита Варшавского и всея Польши Дионисия (Валединского), без благословения Вселенского Константинопольского Патриарха, который устанавливает границы Поместных Православных Церквей и изменяет их в случае необходимости.  Глава Полесской епархии, архиепископ Пинский и Полесский Александр (...

Эмилия Лионская, Повесть о черных душеедах

  https://proza.ru/2021/09/10/1615  Поразительная повесть, иногда дотошная, что только усиливает ее ценность. По почину профессора Осипова обличали "католических сумасшедших" - а за это время свои выросли, укрепились и занялись воспроизводством.  Ценны признаки православных сумасшедших - невольно вспоминаются преподаватели минской недуховной семинарии и академии, всякие карзуны, фили, приходские митрофорные бандиты  и пр. Моя келья в Жировичском монастыре - рядом сумасшедший иеромонах Ириней, неподалеку одержимый человеконенавистничеством Опалько (в личном деле справка с приветом! ), напротив еще один душевнобольной иеромонах (не путать с о. Игнатием) . Зачем это выдавать за монастырь? Нажива...  Эмилия пишет: "В монастырях много психически больных людей. И это тоже заразно". Полагаю, в Жировичском монастыре в 1999-2000 гг. от 20 до 30% насельников имели явные психические отклонения. Впрочем, не о Жировичах речь. Читайте повесть, она стоит того!  ... Я не з...