Список православных храмов Брестской области, закрытых в период Хрущевских гонений или ранее (данные на 1 марта 1965 г.)
Борьба с христианством имела в Советской Белоруссии несколько этапов.
В тридцатые годы враждебное Богу коммунистическое руководство вознамерилось создать из БССР первую в Советском Союзе безбожную республику, для чего были закрыты почти все храмы и почти все духовенство было репрессировано (расстреляно или сослано в концлагеря).
Торжеству безбожия помешали Вторая мировая война и присоединение в БССР части Речи Посполитой (нынешней Западной Белоруссии), с приходами и епархиями, находившимися в составе Поместной Православной Церкви в Польше.
Советская власть разрушала нормальную церковную жизнь Православной Церкви в Польше, навязывая верующим подчиненную спецслужбам Московскую патриархию, готовую исполнять любой приказ своих атеистических руководителей. Полного подчинения достичь не удалось благодаря мужественности и верности церковным канонам архиепископа Пинского и Полесского Александра (Иноземцева), создавшего и возглавившего независимое от Москвы церковное управление – Православную Церковь в границах Западной Украины и Западной Белоруссии.
В период немецкой оккупации на территории Беларуси была создана Белорусская Автокефальная Православная Церковь, объявившая о своей церковной независимости на Первом Всебелорусском Православном Соборе в 1942 году. В сношения с Вселенским Константинопольским Патриархом руководство БАПЦ не вступило, тогда как только Вселенский Патриарх волен предоставлять Церквам автокефалию.
В 1944 году советские войска заняли Белоруссию, а за ними следовала и Московская патриархия. Белорусская Автокефальная Православная Церковь была незаконно ликвидирована, а все храмы БАПЦ захватила Московская патриархия. Как говорили в то время верующие (сексоты исправно доносили о настроениях и разговорах верующих; доносы эти сохранились в архивах и были доступны исследователям), «была у нас Церковь Христова, а стала п… (ругательное слово) чекистская» (Пинск, 9 мая 1945 г., учитель П.Н. Самойлович).
Захват Московской патриархией храмов БАПЦ разрушил связь паствы с храмами и со своими пастырями.
Во-первых, часть православного общества (преимущественно в городах) перестала посещать храмы регулярно: храм уже не воспринимался как свой приходской храм, главное место молитвы православной общины.
Во-вторых, начало усиливаться недоверие к священнослужителям – не только к засланцам из Москвы, но и к местному духовенству: войдя в Московскую патриархию, те предали паству; своего согласия на переход в Московскую патриархию паства не давала. Белорусская Автокефалия была объявлена на Соборе; для верующих проведение Всебелорусского Православного Собора, хотя и в условиях немецкой оккупации, было событием знаковым. Люди продолжали ходить в храмы, но священники становились для них в первую очередь служителями культа. Сексоты доносили, например, о таких разговорах: «При Польше переодетый в чекиста поп всем был бы заметен, а теперь попы на чекистов похожи» (Пинск, 23 февраля 1946 г., А.Голтова, продавщица).
Старалась и атеистическая пропаганда, усиливая отчуждения священников от прихожан, прихожан и священников – от храмов. Священнослужителям навязывалась игра в религиозность; обрядоверие должно было заменить верность Богу паствы, народа Божьего. Места для духовной жизни не оставалось. «Священники только культ правят, а верующие как вороны глядят на священников. И все Бога забыли», - отозвался духовном состоянии православных Пинска один из городских батюшек, вскоре арестованный за «вольные» разговоры и не только за них.
Без понимания вышеизложенного нельзя оценить т.н. Хрущевские гонения на Церковь – массовое закрытие храмов в 1960-1963 гг. Оно (закрытие) не встретило решительного и повсеместного сопротивления верующих и местных священнослужителей.
Для закрытия храмов власти находили предлог (часто вымышленный, как видно ниже), и храм закрывался. Если храм имел священника, то его переводили в другой приход (т.е. в материальном достатке священнослужитель не терял, испытывая лишь неудобство переезда). К этому стоит добавить, что с конца 1952 года Пинская епархия не имела архиерея и была подчинена управляющему Минской епархией. Минский архиерей получал от властей указания, какие приходы следует оставить без священнослужителей (чтобы их легче было закрыть), и удалял из приходского храма священника. После этого власти закрывали храм. Архиереи оправдывали себя тем, что закрываются не все, а только малолюдные храмы (это неправда: храмы, например, в Кобрине или Давид-Городке не были малолюдными), и тем, что потворствуя неконституционной затее властей, они-то остаются правящими архиереями и «собою спасают церковь». Со спасением во Христе такое «спасение» не имеет ничего общего.
Алексей Ильич Осипов, заслуженный профессор Московской духовной академии, неоднократно заявлял, что вожди большевизма были сатанистами в прямом смысле этого слова. В свое время я записывал у еще живых очевидцев свидетельства о том, что происходило в закрытых храмах Брестской области преимущественно в ночное время, с участием лиц, никогда не замеченных в посещении действующих православных церквей и даже в симпатии к ним, а тем более – к православному духовенству. Но это другая история.
Т.н. Хрущевские гонения ослабили церковную организацию, но не уничтожили ее (такой цели не ставилось). Власти перестраивали Московскую патриархию, допуская к церковному управлению своих молодых агентов, позднее ставших патриархами, патриаршими экзархами и т.п. Омоложенная верхушка патриархии являлась послушным орудием безбожных руководителей и срасталась с ними, теряя и нравственный авторитет, и народную признательность. Церковная жизнь становилась культом; предполагалось, что культ с почитанием Бога через одно или два десятилетия сменится советским культом, без Бога (с безбожными крещениями, с безбожными бракосочетаниями; предлагались даже безбожные литургии, с чтением трудов Маркса и Ленина, вкупе со славословием им и советской власти – пародии на христианские евхаристические собрания), и православный священнослужитель станет в советском обществе анахронизмом. Этого, как мы знаем, не произошло, но этому содействовала иерархия. Она была непосредственным союзником безбожников и сдерживала активность верующих, существуя, собственно, на средства верующих – это еще одна насмешка атеистического руководства СССР над церковной организацией.
Район, населенный пункт | Сведения об использовании, год закрытия, особые отметки
Барановичский район, Барановичи
| Кладбищенский храм. Не используется
Люшнево | Закрыт в 1963 г. под предлогом использования под школу. Не используется
Колпеница | Закрыт в 1963 г. под предлогом использования под спортзал. Не используется
Железница | Закрыт в 1963 г. под предлогом использования под школу. Не используется.
Чернихово | Закрыт в 1963 г. под предлогом переоборудования под школу. Не используется
Своротно | Не используется
Дрогичинский район, Толково | Закрыт в 1962 г. Клуб колхоза.
Зелово | Закрыт в 1963 г. под предлогом устройства в нем клуба. Не используется.
Радостово | Закрыт в 1963 г. под предлогом устройства клуба. Не используется.
Липники | Закрыт в 1963 г. под предлогом использования под клуб. Не используется.
Хомск | Планировалось снести.
Вавуличи | Кладбищенский храм. Не используется.
Антополь | Не используется
Лосинцы | Закрыт в 1961 г. Не используется
Деревно | Закрыт в 1963 г. под предлогом использования под клуб. Не используется.
Головчицы | Переделан под клуб
Перковичи | Закрыт в 1961 г., не используется.
Черняхово | Не используется
Гутово | Закрыт в 1961 г. Не используется.
Винче | То же.
Торокань | Не используется
Ивановский район, Снитово | Закрыт в 1960г. Не используется.
Гневчицы | Не используется.
Лосинцы | То же
Лисовчицы | То же
Глинная | Кладбищенская церковь. Не используется.
Лясковичи | Закрыт в 1960 г. Не используется.
Ляховичи | То же
Ивацевичский район, Мироним | Закрыт в 1961 г. Не используется.
Оброво | То же.
Альба | Закрыт в 1963 г. под предлогом использования под клуб. Не используется.
Яглевичи | Закрыт в 1961 г. Не используется.
Борки | То же
Житлин | Не используется.
Вулька Обровская | Закрыт в 1960 г. ввиду аварийного состояния
Щитно | Не используется
Озаричи | Тоже
Любищицы | Кладбищенский храм. Закрыт в 1961 г.
Яглевичи | Не используется
Коссов | Закрыт в 1961 г. Не используется
Лунинецкий район, Любча | Закрыт в 1961 г. Снесен.
Дятловичи | Закрыт в 1960 г. Не используется.
Сенкевичи | Кладбищенская церковь. Закрыта в 1960 г. Не используется
Кожан-Городок | Закрыт в 1961 г. Не используется
Вулька | Приписная церковь Закрыта в 1960 г. Не используется
Бостынь | Закрыт в 1962 г. Не используется.
Вичин | Не используется.
Красная Воля | Закрыт в 1961 г. Не используется.
Ракитно | То же
Богдановка | Не используется
Ляховичский район, Чудин | Не используется
Огаревичи | Снесен
Хотыничи | Закрыт.
Локтыши | То же
Будча | То же
Пинский район, Пинск | Церковь. Закрыта в 1960 г. Используется под детскую поликлинику.
Пинск | Кладбищенская церковь. Закрыта в 1961 г. Не используется.
Житновичи | Закрыт в 1961 г. Реконструирован под ФАП.
Кончицы | Закрыт в 1960 г. Реконструирован под школьные мастерские
Качановичи | Снесен.
Островичи | Закрыт в 1961 г. Снесен.
Чухово | Закрыт в 1960 г. Снесен
Борки | То же.
Вылазы | Не используется
Дубой | То же.
Кудричи | Закрыт в 1961 г. Не используется
Сошно | Не используется.
Семоховичи | Изъят в 1961 г. Не используется
Теребень | Закрыт в 1961 г.
Тырвовичи | Приписная церковь. Закрыта в 1961 г.
Ботово | Закрыт в 1960 г. Не используется.
Камень | То же.
Плоскинь | То же.
Лыща | То же.
Пружанский район, Зельзин | Храм используется под школьные мастерские.
Молочки | Снесен.
Ворониловичи | Используется под школьные мастерские.
Радецк | Не используется.
Смоляница | Закрыт в 1961 г. Не используется.
Заречье | Часовня. Не используется.
Городечно | Закрыт в 1963 г. Не используется.
Шерешево | Кладбищенская церковь Не используется.
Мурава | Закрыт в 1963 г.
Мокрое | Закрыт в 1961 г. Не используется.
Хойники | Не используется.
Шерешево | Храм. Закрыт в 1962 г.
Засимовичи | Не используется.
Пружаны | Кладбищенская церковь .Закрыта в 1961 г.
Столинский район, Бережное | Закрыт в 1960 г.
Теребежев | То же.
Струга | То же.
Ведибор | То же.
Юнище | Закрыт в 1961 г. Не используется.
Ольпень | Закрыт в 1960 г. Не используется.
Цмень | Закрыт в 1960 г. Не используется.
Колодное | Закрыт в 1960 г.
Ворони | То же.
Столин | Кладбищенская церковь. Не используется.
Хотыничи | То же.
Овсемирово | Кладбищенская церковь. Закрыта в 1961 г.
Давид-Городок | Закрыт к 1960 г.
Дубой-Заречный | То же.
Храпунь | Не используется.
Семигостичи | То же.
Бережцы | Закрыт в 1962 г.
Березовский район,Ворожбиты | Не используется.
Павлиново | Закрыт в 1962 г.
Соколово | Кладбищенская церковь. Закрыта в 1961 г
Блудень | Не используется.
Стригинь | Закрыт в 1961 г.
Береза | Не используется.
Селец | Закрыт в 1961 г.
Брестский район,Брест | Церковь. Передана госархиву под хранилище.
Брест | Кладбищенская церковь. Не используется.
Малые Щитники | Храм используется как колхозный склад.
Вельямовичи | То же.
Страдечь | Не используется.
Дубок | Закрыт в 1962 г. Не используется.
Гершоны | Не используется.
Черни | Закрыт в 1963 г. Не используется.
Косичи | Закрыт в 1962 г.
Хорсы | Не используется.
Аркадия | То же. Вокруг часовни образовалось болото. Входные двери разрушились. Паперть сгнила.
Медно | Не используется.
Каменецкий район, Расна | Закрыт в 1962 г. Не используется.
Баранки | Закрыт в 1960 г. Не используется.
Суходол | Не используется.
Крынки | То же.
Кругель | То же.
Малые Мурины | Снесен.
Шишово | Не используется.
Чемеры | То же.
Волчин | Кладбищенская церковь. Не используется.
Голя | То же.
Борщево | То же.
Сюлки | То же.
Шестаково | То же.
Огородники | Закрыт в 1962 г. Не используется.
Николаево | Не используется.
Лисовчицы | То же.
Малые Зводы | То же.
Омельянец | То же.
Кобринский район, Стригово | Закрыт в 1962 г. Спортзал школы.
Береза | Мастерская школы.
Болота | То же. Позднее разрушен..
Осса | Склад колхоза.
Дивин | Склад сельпо.
Залесье | Снесен.
Козище | Не используется.
Горбанка | То же.
Андроново | То же.
Тевли | То же.
Черевачицы | То же.
Доропеевичи | То же.
Радостово | То же.
Ходыничи | То же.
Корчицы | То же.
Кобрин | Кладбищенская церковь. Не используется.
Кобрин | Александро-Невский собор. Передан областному архиву.
Кобрин | Свято-Никольский храм. Снят с учета действующих в 1961 г. Не использовался. Впоследствии в здании разместился склад Райпотребсоюза. Затем здание было передано музею им. А. Суворова.
Малоритский район,Луково | Снесен. На месте храма выстроен магазин.
Мокраны | То же.
Хотислав | Подлежит сносу.
Хотислав | Кладбищенский храм. Не используется.
Замшаны | Снесен.