<3ачеркнуто: У литераторов, в связи с вызовом партии на единомыслие, стон стоит. Получается, что партия как торжествующая церковь и [Сталин] как бог. Но там церковь стоит на столпах из личностей, душ человеческих, здесь – прямо на коленях и бог питается цветной капустой.
... Вчера видел, как на Калужской площади из церкви, обращенной в кино, вышла масса детей. Один глистообразный мальчишка, засунув пальцы в рот, свистнул, а девочка мне показала язык. А когда я обратил на это внимание, и мальчишки и девчонки приняли образ воровской совершенной невинности. Учителя шли за оравой, жалкие...
Картина искушений жизни. Хвалиться нечем.
... Коммунизм современный политический есть бич Божий, направленный на высокоразвитого человека из Англии и Америки.
... Как-то на днях был тоже разговор с коммунистами о взаимоотношениях государства и личности. Незаметно от слова к слову «личность» стала заменяться «человеком», и так мало-помалу этот «человек» исчез за пределами государства, а в моем сознании этот человек превратился в Христа, и стало очень понятным, почему Христос был распят и почему сейчас социализм, религия человечества, обратившись в государство, во все глаза глядит за своим «человеком», чтобы из него не вышел бы новый Христос и не явилась бы необходимость его снова распять.
... Я спросил коммунистку: – Богатые армяне в Америке, поверив в коммунизм, продали свои фабрики, вручили деньги нашему правительству и приехали начинать жизнь в коммунизме. Теперь они стараются убежать обратно и не могут: люди пропали из-за мечты. Эта мечта, значит, была вредная, порочная?
– Да.
– В чем ее порок?
– Порок всякой утопии – как в «Дон-Кихоте»: мельницы не виноваты в том, что завлекли на себя рыцаря. Так и коммунизм.
... Коммунисты (Ленин) спасли мою родину от интервенции и в дальнейшем от немецкого погрома (Сталин). Какой же может быть разговор о принципах коммунизма и что они не совсем сходятся с принципами христианской личности.
Правда, Ленин вовсе даже и не намеревался спасать родину, напротив, он приготовился принести ее в жертву социализму, а Сталин – спасая коммунизм.
... Вот понятно, почему так с самого начала наша революция идет против Христа: она боится Его и хочет эту (духовную) власть удержать за собой.
... Ночью я подумал о том, что в нравственном представлении русского народа царь должен быть милостивым и что это понятие милости есть человеческое разрешение дела государственной необходимости.
В нашем обществе сейчас нет этой милости, и бытие разрешает вопрос личного спасения взяткой. Непременно так и должно быть, и потому нам больше не страшен декрет о наказании колхозников Сибирью: колхозник отделается от Сибири взяткой. Итак, взятка есть обратная сторона диктатуры.
<Приписка в авторской машинописи: Ляля сказала, что наши коммунисты научили ее понимать серьезность их государственной деятельности и недомыслие обычных противников советской власти.>
... Вчера слушал радио из Америки о введении трудовых лагерей в Чехословакии с беспощадной оценкой «принудительного» труда в СССР, где в лагерях находится от 10 до 20 миллионов. К этому они могли бы прибавить еще много миллионов советских людей вне лагерей, но занятых тоже принудительно. Резкой границы между теми, кто в лагерях и кто в колхозах, в лабораториях, в кабинетах, нет: все принудительно, как на войне.
... Вспомнилась мученическая жизнь семьи Карасева, погибшего в северных лагерях за кадетство. Забыл фамилию инженера, тоже кадета, предателя Карасева (Миролюбов?). И как вспомнил его самого! что с точки зрения государственной честнейший человек Карасев был вреден, а негодяй Иуда оказался нужен. Так что подбор людей в государстве происходит не по моральным ценностям, а по полезностям.
... Революция взяла мужика на войну, а старцев разогнала Чека, после чего молодые бабы взялись за ум.
Но революция осталась без нравственного кодекса и держится только силой грядущего, неведомого нам всем. Церковь заполняет пустое место и допущена временно по необходимости.
... Татьяна Игнатова была в лагерях, и ее вытащил оттуда Вавилов. Теперь она боится говорить о политике, как девушка боится и должна бояться в обществе разговоров о физической любви.
Пришвин М.М. Дневники. 1948-1949 /Подготовка текста Я.З. Гришиной, Л.А. Рязановой; коммент. Я.З. Гришиной; указат. имен – В.А. Устинов. – М.: Новый хронограф, 2014. – 824 с.
... Вчера видел, как на Калужской площади из церкви, обращенной в кино, вышла масса детей. Один глистообразный мальчишка, засунув пальцы в рот, свистнул, а девочка мне показала язык. А когда я обратил на это внимание, и мальчишки и девчонки приняли образ воровской совершенной невинности. Учителя шли за оравой, жалкие...
Картина искушений жизни. Хвалиться нечем.
... Коммунизм современный политический есть бич Божий, направленный на высокоразвитого человека из Англии и Америки.
... Как-то на днях был тоже разговор с коммунистами о взаимоотношениях государства и личности. Незаметно от слова к слову «личность» стала заменяться «человеком», и так мало-помалу этот «человек» исчез за пределами государства, а в моем сознании этот человек превратился в Христа, и стало очень понятным, почему Христос был распят и почему сейчас социализм, религия человечества, обратившись в государство, во все глаза глядит за своим «человеком», чтобы из него не вышел бы новый Христос и не явилась бы необходимость его снова распять.
... Я спросил коммунистку: – Богатые армяне в Америке, поверив в коммунизм, продали свои фабрики, вручили деньги нашему правительству и приехали начинать жизнь в коммунизме. Теперь они стараются убежать обратно и не могут: люди пропали из-за мечты. Эта мечта, значит, была вредная, порочная?
– Да.
– В чем ее порок?
– Порок всякой утопии – как в «Дон-Кихоте»: мельницы не виноваты в том, что завлекли на себя рыцаря. Так и коммунизм.
... Коммунисты (Ленин) спасли мою родину от интервенции и в дальнейшем от немецкого погрома (Сталин). Какой же может быть разговор о принципах коммунизма и что они не совсем сходятся с принципами христианской личности.
Правда, Ленин вовсе даже и не намеревался спасать родину, напротив, он приготовился принести ее в жертву социализму, а Сталин – спасая коммунизм.
... Вот понятно, почему так с самого начала наша революция идет против Христа: она боится Его и хочет эту (духовную) власть удержать за собой.
... Ночью я подумал о том, что в нравственном представлении русского народа царь должен быть милостивым и что это понятие милости есть человеческое разрешение дела государственной необходимости.
В нашем обществе сейчас нет этой милости, и бытие разрешает вопрос личного спасения взяткой. Непременно так и должно быть, и потому нам больше не страшен декрет о наказании колхозников Сибирью: колхозник отделается от Сибири взяткой. Итак, взятка есть обратная сторона диктатуры.
<Приписка в авторской машинописи: Ляля сказала, что наши коммунисты научили ее понимать серьезность их государственной деятельности и недомыслие обычных противников советской власти.>
... Вчера слушал радио из Америки о введении трудовых лагерей в Чехословакии с беспощадной оценкой «принудительного» труда в СССР, где в лагерях находится от 10 до 20 миллионов. К этому они могли бы прибавить еще много миллионов советских людей вне лагерей, но занятых тоже принудительно. Резкой границы между теми, кто в лагерях и кто в колхозах, в лабораториях, в кабинетах, нет: все принудительно, как на войне.
... Вспомнилась мученическая жизнь семьи Карасева, погибшего в северных лагерях за кадетство. Забыл фамилию инженера, тоже кадета, предателя Карасева (Миролюбов?). И как вспомнил его самого! что с точки зрения государственной честнейший человек Карасев был вреден, а негодяй Иуда оказался нужен. Так что подбор людей в государстве происходит не по моральным ценностям, а по полезностям.
... Революция взяла мужика на войну, а старцев разогнала Чека, после чего молодые бабы взялись за ум.
Но революция осталась без нравственного кодекса и держится только силой грядущего, неведомого нам всем. Церковь заполняет пустое место и допущена временно по необходимости.
... Татьяна Игнатова была в лагерях, и ее вытащил оттуда Вавилов. Теперь она боится говорить о политике, как девушка боится и должна бояться в обществе разговоров о физической любви.
Пришвин М.М. Дневники. 1948-1949 /Подготовка текста Я.З. Гришиной, Л.А. Рязановой; коммент. Я.З. Гришиной; указат. имен – В.А. Устинов. – М.: Новый хронограф, 2014. – 824 с.