К основному контенту

Церковь и общество в сталинском СССР

<3ачеркнуто: У литераторов, в связи с вызовом партии на единомыслие, стон стоит. Получается, что партия как торжествующая церковь и [Сталин] как бог. Но там церковь стоит на столпах из личностей, душ человеческих, здесь – прямо на коленях и бог питается цветной капустой.

... Вчера видел, как на Калужской площади из церкви, обращенной в кино, вышла масса детей. Один глистообразный мальчишка, засунув пальцы в рот, свистнул, а девочка мне показала язык. А когда я обратил на это внимание, и мальчишки и девчонки приняли образ воровской совершенной невинности. Учителя шли за оравой, жалкие...
Картина искушений жизни. Хвалиться нечем.

... Коммунизм современный политический есть бич Божий, направленный на высокоразвитого человека из Англии и Америки.

... Как-то на днях был тоже разговор с коммунистами о взаимоотношениях государства и личности. Незаметно от слова к слову «личность» стала заменяться «человеком», и так мало-помалу этот «человек» исчез за пределами государства, а в моем сознании этот человек превратился в Христа, и стало очень понятным, почему Христос был распят и почему сейчас социализм, религия человечества, обратившись в государство, во все глаза глядит за своим «человеком», чтобы из него не вышел бы новый Христос и не явилась бы необходимость его снова распять.

... Я спросил коммунистку: – Богатые армяне в Америке, поверив в коммунизм, продали свои фабрики, вручили деньги нашему правительству и приехали начинать жизнь в коммунизме. Теперь они стараются убежать обратно и не могут: люди пропали из-за мечты. Эта мечта, значит, была вредная, порочная?
– Да.
– В чем ее порок?
– Порок всякой утопии – как в «Дон-Кихоте»: мельницы не виноваты в том, что завлекли на себя рыцаря. Так и коммунизм.

... Коммунисты (Ленин) спасли мою родину от интервенции и в дальнейшем от немецкого погрома (Сталин). Какой же может быть разговор о принципах коммунизма и что они не совсем сходятся с принципами христианской личности.
Правда, Ленин вовсе даже и не намеревался спасать родину, напротив, он приготовился принести ее в жертву социализму, а Сталин – спасая коммунизм.

... Вот понятно, почему так с самого начала наша революция идет против Христа: она боится Его и хочет эту (духовную) власть удержать за собой.

... Ночью я подумал о том, что в нравственном представлении русского народа царь должен быть милостивым и что это понятие милости есть человеческое разрешение дела государственной необходимости.
В нашем обществе сейчас нет этой милости, и бытие разрешает вопрос личного спасения взяткой. Непременно так и должно быть, и потому нам больше не страшен декрет о наказании колхозников Сибирью: колхозник отделается от Сибири взяткой. Итак, взятка есть обратная сторона диктатуры.
<Приписка в авторской машинописи: Ляля сказала, что наши коммунисты научили ее понимать серьезность их государственной деятельности и недомыслие обычных противников советской власти.>

... Вчера слушал радио из Америки о введении трудовых лагерей в Чехословакии с беспощадной оценкой «принудительного» труда в СССР, где в лагерях находится от 10 до 20 миллионов. К этому они могли бы прибавить еще много миллионов советских людей вне лагерей, но занятых тоже принудительно. Резкой границы между теми, кто в лагерях и кто в колхозах, в лабораториях, в кабинетах, нет: все принудительно, как на войне.

... Вспомнилась мученическая жизнь семьи Карасева, погибшего в северных лагерях за кадетство. Забыл фамилию инженера, тоже кадета, предателя Карасева (Миролюбов?). И как вспомнил его самого! что с точки зрения государственной честнейший человек Карасев был вреден, а негодяй Иуда оказался нужен. Так что подбор людей в государстве происходит не по моральным ценностям, а по полезностям.

... Революция взяла мужика на войну, а старцев разогнала Чека, после чего молодые бабы взялись за ум.
Но революция осталась без нравственного кодекса и держится только силой грядущего, неведомого нам всем. Церковь заполняет пустое место и допущена временно по необходимости.

... Татьяна Игнатова была в лагерях, и ее вытащил оттуда Вавилов. Теперь она боится говорить о политике, как девушка боится и должна бояться в обществе разговоров о физической любви.

Пришвин М.М. Дневники. 1948-1949 /Подготовка текста Я.З. Гришиной, Л.А. Рязановой; коммент. Я.З. Гришиной; указат. имен – В.А. Устинов. – М.: Новый хронограф, 2014. – 824 с.


Популярные сообщения из этого блога

Списки приходских общин православного вероисповедания Пинской и Брестской областей в первые послевоенные годы

 Еще в 1939 г. советские власти создали на территории Полесского воеводства (административно-территориальная единица Польши в межвоенный период) две области: Пинскую и Брестскую.  Пинская область была образована 4 декабря 1939 г. Она включала 5 поветов: Дрогичинский, Пинский, Столинский (частично), Косовский, Лунинецкий. 15 января 1940 г. деление на поветы было упразднено. Территория области была разделена на 11 районов: Ганцевичский, Давид-Городокский, Дрогичинский, Жабчицкий, Ивановский, Ленинский, Логишинский, Лунинецкий, Пинский, Столинский, Телеханский. Область занимала площадь 16,3 тыс. кв. км. Брестская область в послевоенные годы включала 14 районов: Антопольский, Березовский, Брестский, Высоковский, Домачевский, Дивинский, Жабинковский, Каменецкий, Кобринский, Коссовский, Малоритский, Пружанский, Ружанский, Шерешевский.  В начале 1954 г. Пинская область была упразднена и вошла в состав Брестской области. Летом 1944 г. советские войска полностью заняли территорию ...

Список приходов и филиалов Полесской епархии Православной Церкви в Польше (на 1 января 1937 г.)

 Православная Церковь в Польше – каноническая Поместная Церковь, устроенная в соответствии с Томосом Вселенского Патриарха Григория VII от 13 ноября 1924 г. Вскоре после завоевания части Польши (Западной Украины и Западной Беларуси) войсками СССР Православная Церковь в Польше подверглась вторжению на ее общепризнанную каноническую территорию группировки митрополита Сергия (Страгородского), с целью захвата и присоединения епархий и приходов к Московской патриархии, с последующим контролем церковной деятельности советскими спецслужбами. Захват происходил с грубейшим нарушением церковных канонов, без учета волеизъявления верующих, без согласия Главы Православной Церкви в Польше Блаженнейшего митрополита Варшавского и всея Польши Дионисия (Валединского), без благословения Вселенского Константинопольского Патриарха, который устанавливает границы Поместных Православных Церквей и изменяет их в случае необходимости.  Глава Полесской епархии, архиепископ Пинский и Полесский Александр (...

Эмилия Лионская, Повесть о черных душеедах

  https://proza.ru/2021/09/10/1615  Поразительная повесть, иногда дотошная, что только усиливает ее ценность. По почину профессора Осипова обличали "католических сумасшедших" - а за это время свои выросли, укрепились и занялись воспроизводством.  Ценны признаки православных сумасшедших - невольно вспоминаются преподаватели минской недуховной семинарии и академии, всякие карзуны, фили, приходские митрофорные бандиты  и пр. Моя келья в Жировичском монастыре - рядом сумасшедший иеромонах Ириней, неподалеку одержимый человеконенавистничеством Опалько (в личном деле справка с приветом! ), напротив еще один душевнобольной иеромонах (не путать с о. Игнатием) . Зачем это выдавать за монастырь? Нажива...  Эмилия пишет: "В монастырях много психически больных людей. И это тоже заразно". Полагаю, в Жировичском монастыре в 1999-2000 гг. от 20 до 30% насельников имели явные психические отклонения. Впрочем, не о Жировичах речь. Читайте повесть, она стоит того!  ... Я не з...