... В книжной лавке в Москве, говорят, спрашивают много Библию. - А кого из писателей? - Только не Горького и не Маяковского.
... Удивляюсь, слушая о Ленинграде, живучести человека. Скорее мужчины, потом женщины и всего выносливее оказываются дети.
Молитва смертельная. В церквях ленинградских когда молятся, то кричат, вот какая молитва!
... Имя Бога сейчас не произносимо, скажи только «Бог» и сейчас же встает Рузвельт, закончивший речь свою ссылкой на Бога.
... Встретились фольклорист Н. и Новиков-Прибой.
Я им сказал:
- Нам-то что. Пусть разорят всю страну - Слово останется, и мы из Слова построим вновь всю страну.
... Map. Вас. рассказывала, что священник на пасхальной заутрене предупредил публику, что приехали иностранцы, которые будут фотографировать заутреню. После того погасли огни, и началась вспышка магния.
После этой заутрени священник не вышел с крестом, как обычно, и не приветствовал обычным «Христос воскресе». А в другой церкви повесили маленькие колокола внутри церкви и в них звонили (возможно, для репродукции пасхального звона).
Это значит влияние Америки, а между тем ни одно кощунство наших безбожников не имело такой силы, как это.
... Послезавтра, 6-го, будет сочельник. Приехал поп, убирают церковь, чистят пролежавшие без употребления в церковном хламе на холоду в сырости паникадила. Говорят, что будут звонить.
... Совсем приготовились, что в сочельник откроется церковь и раздастся в Усолье благовест. Но сейчас доходят слухи, что предсельсовета Александров против открытия, а предколхоза Кутимов за открытие, мотивируя тем, что без этого колхозницы не станут работать.
... Вспомнился А. Толстой со своей новой проповедью «Родины»и вместе с этим соединился Сергий с его церковью: что-то общее. Какие-то нужные люди, и в то же время знаешь, что как только все освободятся и будут иметь возможность говорить и по-своему жить, - эти люди, и Сергий, и Толстой, будут ненужными и их время пройдет. Это временные люди, время перейдет, и они пройдут, какие-то необходимые проходимцы.
- За что ты сражаешься? - спрашивает Рузвельт своего солдата.
- За баптистскую церковь в моем переулке, - отвечает солдат.
- За что ты? - спрашивает он русского.
У него нет ничего, и оттого он ясно ответит:
- За родину.
... Сергия спросили однажды, свободно ли делал он свое соглашательское воззвание или под давлением. «Под удавлением. - ответил Сергий». Верно ли?
... Вчера узнал о состоявшемся Соборе и выборе Сергия патриархом. Самая ретивая антисергиянка при глубоком разборе времени не решилась стать на раскольничий путь: - Но в церковь ходить пока не могу: слишком свежа кровь на руках патриарха.
... Что же касается провинции, деревни, то разрешение открыто молиться Богу в церквах там принимается с непосредственной радостью и благодарностью.
... Брат жены Шишкова, какой-то молодой капитан Михаил Михайлович рассказывал о войне ужасы и между прочим, как они под Ленинградом, обливая на морозе груды сложенных трупов водой, делали из них прикрытие. - На войне, - спросили его, - лишаешься чувства страха и жалости к мертвым? - Нет, - ответил он, - на войне люди очень привыкают друг ко другу, очень скоро сживаются и расставаться бывает и жалко, и страшно: там у людей очень много дружбы, и я верю, что это они привезут к нам ее после войны.
... Если понимать «перековку» на Беломорстрое как наиболее яркое пятно всего опыта коммунизма в стране, то явно, что человек в этом опыте не исправился и, если это был, напр., вор, то ворами сделались более или менее все. Раньше торговля, т. е. распределение товаром, была частным делом и воровство частностью торговли. Теперь все стали торговцами и все ворами. Не воруют только привилегированные, получающие продукты питания «по блату». Впечатление стороннего человека такое, будто самая идея коммунизма была уворована, и в коммунизме каждый материально обеспеченный деятель является примером государственного воровства: этот обеспечен, а другой изыскивай свои средства спасения, т. е. воруй. Социальными идеями люди себе только зубы заговаривали, оправдывая тем свое право насиловать людей, попавших в «такое положение». Это были люди, «взявшие меч» и все от меча погибли: были расстреляны.
Пришвин М.М. Дневники. 1942-1943 / Подгот. текста Я.З. Гришиной, А.В. Киселевой, Л.А. Рязановой; статья, коммент. Я.З. Гришиной. – М.: Российская политическая энциклопедия (РОССПЭН), 2012. – 813 с.
... Удивляюсь, слушая о Ленинграде, живучести человека. Скорее мужчины, потом женщины и всего выносливее оказываются дети.
Молитва смертельная. В церквях ленинградских когда молятся, то кричат, вот какая молитва!
... Имя Бога сейчас не произносимо, скажи только «Бог» и сейчас же встает Рузвельт, закончивший речь свою ссылкой на Бога.
... Встретились фольклорист Н. и Новиков-Прибой.
Я им сказал:
- Нам-то что. Пусть разорят всю страну - Слово останется, и мы из Слова построим вновь всю страну.
... Map. Вас. рассказывала, что священник на пасхальной заутрене предупредил публику, что приехали иностранцы, которые будут фотографировать заутреню. После того погасли огни, и началась вспышка магния.
После этой заутрени священник не вышел с крестом, как обычно, и не приветствовал обычным «Христос воскресе». А в другой церкви повесили маленькие колокола внутри церкви и в них звонили (возможно, для репродукции пасхального звона).
Это значит влияние Америки, а между тем ни одно кощунство наших безбожников не имело такой силы, как это.
... Послезавтра, 6-го, будет сочельник. Приехал поп, убирают церковь, чистят пролежавшие без употребления в церковном хламе на холоду в сырости паникадила. Говорят, что будут звонить.
... Совсем приготовились, что в сочельник откроется церковь и раздастся в Усолье благовест. Но сейчас доходят слухи, что предсельсовета Александров против открытия, а предколхоза Кутимов за открытие, мотивируя тем, что без этого колхозницы не станут работать.
... Вспомнился А. Толстой со своей новой проповедью «Родины»и вместе с этим соединился Сергий с его церковью: что-то общее. Какие-то нужные люди, и в то же время знаешь, что как только все освободятся и будут иметь возможность говорить и по-своему жить, - эти люди, и Сергий, и Толстой, будут ненужными и их время пройдет. Это временные люди, время перейдет, и они пройдут, какие-то необходимые проходимцы.
- За что ты сражаешься? - спрашивает Рузвельт своего солдата.
- За баптистскую церковь в моем переулке, - отвечает солдат.
- За что ты? - спрашивает он русского.
У него нет ничего, и оттого он ясно ответит:
- За родину.
... Сергия спросили однажды, свободно ли делал он свое соглашательское воззвание или под давлением. «Под удавлением. - ответил Сергий». Верно ли?
... Вчера узнал о состоявшемся Соборе и выборе Сергия патриархом. Самая ретивая антисергиянка при глубоком разборе времени не решилась стать на раскольничий путь: - Но в церковь ходить пока не могу: слишком свежа кровь на руках патриарха.
... Что же касается провинции, деревни, то разрешение открыто молиться Богу в церквах там принимается с непосредственной радостью и благодарностью.
... Брат жены Шишкова, какой-то молодой капитан Михаил Михайлович рассказывал о войне ужасы и между прочим, как они под Ленинградом, обливая на морозе груды сложенных трупов водой, делали из них прикрытие. - На войне, - спросили его, - лишаешься чувства страха и жалости к мертвым? - Нет, - ответил он, - на войне люди очень привыкают друг ко другу, очень скоро сживаются и расставаться бывает и жалко, и страшно: там у людей очень много дружбы, и я верю, что это они привезут к нам ее после войны.
... Если понимать «перековку» на Беломорстрое как наиболее яркое пятно всего опыта коммунизма в стране, то явно, что человек в этом опыте не исправился и, если это был, напр., вор, то ворами сделались более или менее все. Раньше торговля, т. е. распределение товаром, была частным делом и воровство частностью торговли. Теперь все стали торговцами и все ворами. Не воруют только привилегированные, получающие продукты питания «по блату». Впечатление стороннего человека такое, будто самая идея коммунизма была уворована, и в коммунизме каждый материально обеспеченный деятель является примером государственного воровства: этот обеспечен, а другой изыскивай свои средства спасения, т. е. воруй. Социальными идеями люди себе только зубы заговаривали, оправдывая тем свое право насиловать людей, попавших в «такое положение». Это были люди, «взявшие меч» и все от меча погибли: были расстреляны.
Пришвин М.М. Дневники. 1942-1943 / Подгот. текста Я.З. Гришиной, А.В. Киселевой, Л.А. Рязановой; статья, коммент. Я.З. Гришиной. – М.: Российская политическая энциклопедия (РОССПЭН), 2012. – 813 с.