К основному контенту

Церковь в сталинском СССР

... Церковь – средство держать народ в повиновении. Вот русский! ему и в голову не приходит, что церковь может быть независимой, что дело не в церкви, а в Христе...

... В Дерюзине давно раскулачили попа, а попадья, чтобы сохранить за собой дом, развелась с попом, и он после того перешел в Богородское. Конечно, стали следить, – не ходит ли поп к попадье, потому что если бы удалось захватить его дома, то можно бы развод аннулировать и дом отобрать. И раз совсем было удалось, видели, как вошел, но когда искали, поп удрал. Так [подумали], а на самом деле поп во время обыска лежал в куче навоза, и это было очень остроумно, потому что никому в голову не пришла мысль о навозе: все-таки поп. Церковь же без попа долго стояла без службы. В самое последнее время, однако, верующие старухи нашли какого-то старого беззубого нищего, одели его, обули, на счет общины вставили зубы и объявили попом. Теперь старухи с беззубым нищим во главе будут звонить и петь Пасху против государственного рабочего Мая...

... Коля Куликов сегодня признался мне, что он вовсе не Куликов, а сын монаха. В Посаде Сергиева (ныне Загорск) была улица. А в Сергиевой Лавре в духовной академии тогда журнал издавался с длинным названием «Продолжение творений святых отцов». Так вот, на улице той жили женщины, и к ним ходили монахи. Студенты духовной академии эту улицу называли тоже продолжением творений святых отцов. На этой улице и родился Коля и был определен в воспитательный дом.

... Попик бедный в пожелтевшем и позеленевшем от времени подряснике идет по улице, принимая на себя насмешки и даже камни ребят; понимаешь, рассуждая, что это герой идет, превосходящий мужеством всех окружающих, и в то же самое время чувствуешь сам в себе неприязнь к этому подвижнику: правда, зачем он идет, раздражая всех исключительно только своим внешним видом, одеждой и волосами, именно с целью этого отделения и раздражения, оставленными духовенству Петром Великим.

... Люди эти, религиозные или определившие мысль свою проходить в берегах религии, попали в такую муку, о которой когда-то читали в Житиях Святых, но в возможность повторения их в наше время просто не верили. Первое время они, встретив библейскую муку, переносили ее геройски, подогревая себя надеждой скорого конца и своего торжества. Так проходили годы, и десяток лет прошел, и вошли в середину второго десятка, а из муки как-то ничего не выходило, так что мука стала уже обыденностью. Мало-помалу стало очевидностью, что мука эта не имеет конца впереди, а назади все позабывается, и в воспоминаниях ни плохого, ни хорошего ничего не встает. Тогда муки больше не стало, это оказалась не мука, а такая жизнь, сама настоящая жизнь. Вот тогда только люди эти поняли в самом сердце своем, что все прежнее кончилось и прошло, и вот именно, что вся сумма страданий не дала никакого смысла, не пошла в заслугу, не перешла в спасение, не дала воскресения, это самое и открыло глаза, и стало ясным для всех их, что целая эпоха и связанное с ней верование в необходимость духовно-целительного страдания прошла.

Пришвин М.М. Дневники. 1932-1935. Книга восьмая. – СПб.: Росток, 2009. – 1008 с.

Популярные сообщения из этого блога

Списки приходских общин православного вероисповедания Пинской и Брестской областей в первые послевоенные годы

 Еще в 1939 г. советские власти создали на территории Полесского воеводства (административно-территориальная единица Польши в межвоенный период) две области: Пинскую и Брестскую.  Пинская область была образована 4 декабря 1939 г. Она включала 5 поветов: Дрогичинский, Пинский, Столинский (частично), Косовский, Лунинецкий. 15 января 1940 г. деление на поветы было упразднено. Территория области была разделена на 11 районов: Ганцевичский, Давид-Городокский, Дрогичинский, Жабчицкий, Ивановский, Ленинский, Логишинский, Лунинецкий, Пинский, Столинский, Телеханский. Область занимала площадь 16,3 тыс. кв. км. Брестская область в послевоенные годы включала 14 районов: Антопольский, Березовский, Брестский, Высоковский, Домачевский, Дивинский, Жабинковский, Каменецкий, Кобринский, Коссовский, Малоритский, Пружанский, Ружанский, Шерешевский.  В начале 1954 г. Пинская область была упразднена и вошла в состав Брестской области. Летом 1944 г. советские войска полностью заняли территорию ...

Список приходов и филиалов Полесской епархии Православной Церкви в Польше (на 1 января 1937 г.)

 Православная Церковь в Польше – каноническая Поместная Церковь, устроенная в соответствии с Томосом Вселенского Патриарха Григория VII от 13 ноября 1924 г. Вскоре после завоевания части Польши (Западной Украины и Западной Беларуси) войсками СССР Православная Церковь в Польше подверглась вторжению на ее общепризнанную каноническую территорию группировки митрополита Сергия (Страгородского), с целью захвата и присоединения епархий и приходов к Московской патриархии, с последующим контролем церковной деятельности советскими спецслужбами. Захват происходил с грубейшим нарушением церковных канонов, без учета волеизъявления верующих, без согласия Главы Православной Церкви в Польше Блаженнейшего митрополита Варшавского и всея Польши Дионисия (Валединского), без благословения Вселенского Константинопольского Патриарха, который устанавливает границы Поместных Православных Церквей и изменяет их в случае необходимости.  Глава Полесской епархии, архиепископ Пинский и Полесский Александр (...

Эмилия Лионская, Повесть о черных душеедах

  https://proza.ru/2021/09/10/1615  Поразительная повесть, иногда дотошная, что только усиливает ее ценность. По почину профессора Осипова обличали "католических сумасшедших" - а за это время свои выросли, укрепились и занялись воспроизводством.  Ценны признаки православных сумасшедших - невольно вспоминаются преподаватели минской недуховной семинарии и академии, всякие карзуны, фили, приходские митрофорные бандиты  и пр. Моя келья в Жировичском монастыре - рядом сумасшедший иеромонах Ириней, неподалеку одержимый человеконенавистничеством Опалько (в личном деле справка с приветом! ), напротив еще один душевнобольной иеромонах (не путать с о. Игнатием) . Зачем это выдавать за монастырь? Нажива...  Эмилия пишет: "В монастырях много психически больных людей. И это тоже заразно". Полагаю, в Жировичском монастыре в 1999-2000 гг. от 20 до 30% насельников имели явные психические отклонения. Впрочем, не о Жировичах речь. Читайте повесть, она стоит того!  ... Я не з...