К основному контенту

Сэрцам пачуты звон


Нас пытаются убедить, что Российская империя была благом для многочисленных  народов, в нее вовлеченных, а жизнь Алеся Гаруна, классика белорусской литературы, свидетельствует о другом. В 20 лет он оказался в тюрьме, ибо боролся с царизмом и угнетателями белорусов. Девять лет провел в Иркутской губернии в ссылке, которая подорвала его здоровье и ускорила смерть в тридцати трёхлетнем возрасте.
Алесь Гарун мечтал о Беларуси как о независимом государстве. Мечта его осуществилась, хотя, думаю, не такой он пожелал бы увидеть Беларусь, какой она есть сейчас.

* * *
Ты, мой брат, каго зваць беларусам,
Роднай мовы сваёй не цурайся;
Як не зрокся яе пад прымусам,
Так і вольны цяпер не зракайся.

Ад дзядоў і ад прадзедаў, браце,
Гэта скарб нам адзін захаваўся,
У сялянскай аграбленай хаце
Толькі ён незабраны астаўся.

Ў старыну беларус, не надданы,
Гаспадарыў, быў сам над сабою
I далёка у свеце быў знаны
За літоўскай і ляшскай зямлёю.

Але час прамінуў, і нядоля
На народ, як бы камень, звалілась,
Беларуская слава і воля
Адышла, адцвіла, закацілась.

Не змяняючы шэрай апраткі,
Працаваў ты, як вол, гаратліва,
А у хаце тваёй недастаткі,
А на ніве тваёй неўрадліва.

А чаму? Ты не здольны, ці хворы,
Ці благі гаспадар, ці п'яніца?
Мусіць, не! Бо і іншым у пору
У цябе гаспадарыць наўчыцца.

Светлы розум твой, брат, але дзетак
Ад цябе, як і ўсё, адбіралі
I на бацькаўскі родны палетак
Працаваць-памагаць не пушчалі.

Хто хацеў, той і смеў рабаваці,
Без прыпросу з'язджаліся госці —
Абдзіраць, аб'ядаць, апіваці
І крышыць гаспадарскія косці.

Можа б, ты і памёр і загінуў,
Каб не вешчая мова Баяна.
Хто ж быў добры, яе хоць пакінуў?
Як жа так, што яшчэ не забрана?

Бо што бачылі госцікі-герцы —
І зямлю, і лясы, і кілімы, —
Ўсё забралі. А мову у сэрцы,
Ў сваім сэрцы хавалі-няслі мы.

Дык шануй, беларус, сваю мову —
Гэта скарб нам на вечныя годы;
За пашану радзімаму слову
Ушануюць нас брацця-народы!


Популярные сообщения из этого блога

Списки приходских общин православного вероисповедания Пинской и Брестской областей в первые послевоенные годы

 Еще в 1939 г. советские власти создали на территории Полесского воеводства (административно-территориальная единица Польши в межвоенный период) две области: Пинскую и Брестскую.  Пинская область была образована 4 декабря 1939 г. Она включала 5 поветов: Дрогичинский, Пинский, Столинский (частично), Косовский, Лунинецкий. 15 января 1940 г. деление на поветы было упразднено. Территория области была разделена на 11 районов: Ганцевичский, Давид-Городокский, Дрогичинский, Жабчицкий, Ивановский, Ленинский, Логишинский, Лунинецкий, Пинский, Столинский, Телеханский. Область занимала площадь 16,3 тыс. кв. км. Брестская область в послевоенные годы включала 14 районов: Антопольский, Березовский, Брестский, Высоковский, Домачевский, Дивинский, Жабинковский, Каменецкий, Кобринский, Коссовский, Малоритский, Пружанский, Ружанский, Шерешевский.  В начале 1954 г. Пинская область была упразднена и вошла в состав Брестской области. Летом 1944 г. советские войска полностью заняли территорию ...

Список приходов и филиалов Полесской епархии Православной Церкви в Польше (на 1 января 1937 г.)

 Православная Церковь в Польше – каноническая Поместная Церковь, устроенная в соответствии с Томосом Вселенского Патриарха Григория VII от 13 ноября 1924 г. Вскоре после завоевания части Польши (Западной Украины и Западной Беларуси) войсками СССР Православная Церковь в Польше подверглась вторжению на ее общепризнанную каноническую территорию группировки митрополита Сергия (Страгородского), с целью захвата и присоединения епархий и приходов к Московской патриархии, с последующим контролем церковной деятельности советскими спецслужбами. Захват происходил с грубейшим нарушением церковных канонов, без учета волеизъявления верующих, без согласия Главы Православной Церкви в Польше Блаженнейшего митрополита Варшавского и всея Польши Дионисия (Валединского), без благословения Вселенского Константинопольского Патриарха, который устанавливает границы Поместных Православных Церквей и изменяет их в случае необходимости.  Глава Полесской епархии, архиепископ Пинский и Полесский Александр (...

Эмилия Лионская, Повесть о черных душеедах

  https://proza.ru/2021/09/10/1615  Поразительная повесть, иногда дотошная, что только усиливает ее ценность. По почину профессора Осипова обличали "католических сумасшедших" - а за это время свои выросли, укрепились и занялись воспроизводством.  Ценны признаки православных сумасшедших - невольно вспоминаются преподаватели минской недуховной семинарии и академии, всякие карзуны, фили, приходские митрофорные бандиты  и пр. Моя келья в Жировичском монастыре - рядом сумасшедший иеромонах Ириней, неподалеку одержимый человеконенавистничеством Опалько (в личном деле справка с приветом! ), напротив еще один душевнобольной иеромонах (не путать с о. Игнатием) . Зачем это выдавать за монастырь? Нажива...  Эмилия пишет: "В монастырях много психически больных людей. И это тоже заразно". Полагаю, в Жировичском монастыре в 1999-2000 гг. от 20 до 30% насельников имели явные психические отклонения. Впрочем, не о Жировичах речь. Читайте повесть, она стоит того!  ... Я не з...