К основному контенту

Иван Франко и святое украинское гражданство


Когда Президент Украины Петр Порошенко заговорил о святом украинском гражданстве, пропагандисты на довольствии российских властей подняли его на смех. Они все еще убеждают самих себя, что украинского народа не существует, нет и украинской культуры, а украинское государство неминуемо падет, после чего последует визит в Москву с нижайшим прошением: «Придите и владейте нами».
Так есть ли украинский народ? Несомненно.
Есть ли украинская культура? Есть, и кое в чем она несравненно выше русской культуры.
В декабре прошлого года я начал, а ныне закончил прочтение собрания сочинений Ивана Франко в пятидесяти томах. Впечатление одним словом: потрясающе! Франко изумительный поэт, выдающийся прозаик, замечательный литературный критик, значительный историк, глубокий мыслитель, тонкий переводчик стихов и прозы. Такого гения русская культура не имеет.
Читать Франко нужно на украинском языке, а не в переводах.  Лет пятнадцати от роду я прочел его повесть «Столпы общества» в отменном переводе писателя Евгения Саввича Нежинцева (погиб в блокадном Ленинграде, Царство ему Небесное). Повесть впечатлила меня, и я продолжил знакомиться с пятитомным изданием избранных сочинений (ОГИЗ, 1948-1951), которое до сих пор имеется в домашней библиотеке. Я представлял Франко писателем уровня Болеслава Пруса или Владислава Реймонта, или Стефана Жеромского; писатель, несомненно, европейского уровня, но… таких много.  Ни пятитомное издание Франко на русском языке, ни последовавшее затем десятитомное его собрание сочинений не дают представления о Франко как о «живой энциклопедии», уникальнейшем человеке. Кто из русских писателей может стоять рядом с ним? Нет такого.
К глубокому сожалению, в Украине никак не начнется заявленное издание Ивана Франко в ста томах, которое стало бы полным сводом творений величайшего национального гения. Франко глубоко демократичен; он бичевал культ золоторого тельца, и, видимо, опасен для тех, кто этому культу поклоняется сейчас.
Можно ли представить Ивана Франко, прыгающего под речевку: «Хто не скаче, той…» и т.д.? Неуместный вопрос. Не этому он учил украинскую молодежь, не этому посвятил свою жизнь.
Святое украинское гражданство – не пустые слова. Но и граждане должны быть не пустышками, а носителями духа своих гениев. Некогда митрополит Мефодий, глава УАПЦ, дарил мне пятидесятитомное издание Франко. Я не принял подарок, сославшись, что этого издания нет в библиотеке Тернопольской духовной семинарии, а студентам оно нужнее, чем мне. Митрополит заметил, что студенты не будут читать Франко, некогда им, хотя бы они богословские книги читали. В этом трагедия: и одно нужно знать, и другое не забывать. Иначе историю Украины (да и Беларуси) напишут наши враги, навяжут нам мнимых героев. А это открывает путь к утрате государственного суверенитета, чего да не будет никогда ни с Украиной, ни с Беларусью!   

Популярные сообщения из этого блога

Списки приходских общин православного вероисповедания Пинской и Брестской областей в первые послевоенные годы

 Еще в 1939 г. советские власти создали на территории Полесского воеводства (административно-территориальная единица Польши в межвоенный период) две области: Пинскую и Брестскую.  Пинская область была образована 4 декабря 1939 г. Она включала 5 поветов: Дрогичинский, Пинский, Столинский (частично), Косовский, Лунинецкий. 15 января 1940 г. деление на поветы было упразднено. Территория области была разделена на 11 районов: Ганцевичский, Давид-Городокский, Дрогичинский, Жабчицкий, Ивановский, Ленинский, Логишинский, Лунинецкий, Пинский, Столинский, Телеханский. Область занимала площадь 16,3 тыс. кв. км. Брестская область в послевоенные годы включала 14 районов: Антопольский, Березовский, Брестский, Высоковский, Домачевский, Дивинский, Жабинковский, Каменецкий, Кобринский, Коссовский, Малоритский, Пружанский, Ружанский, Шерешевский.  В начале 1954 г. Пинская область была упразднена и вошла в состав Брестской области. Летом 1944 г. советские войска полностью заняли территорию ...

Список приходов и филиалов Полесской епархии Православной Церкви в Польше (на 1 января 1937 г.)

 Православная Церковь в Польше – каноническая Поместная Церковь, устроенная в соответствии с Томосом Вселенского Патриарха Григория VII от 13 ноября 1924 г. Вскоре после завоевания части Польши (Западной Украины и Западной Беларуси) войсками СССР Православная Церковь в Польше подверглась вторжению на ее общепризнанную каноническую территорию группировки митрополита Сергия (Страгородского), с целью захвата и присоединения епархий и приходов к Московской патриархии, с последующим контролем церковной деятельности советскими спецслужбами. Захват происходил с грубейшим нарушением церковных канонов, без учета волеизъявления верующих, без согласия Главы Православной Церкви в Польше Блаженнейшего митрополита Варшавского и всея Польши Дионисия (Валединского), без благословения Вселенского Константинопольского Патриарха, который устанавливает границы Поместных Православных Церквей и изменяет их в случае необходимости.  Глава Полесской епархии, архиепископ Пинский и Полесский Александр (...

Эмилия Лионская, Повесть о черных душеедах

  https://proza.ru/2021/09/10/1615  Поразительная повесть, иногда дотошная, что только усиливает ее ценность. По почину профессора Осипова обличали "католических сумасшедших" - а за это время свои выросли, укрепились и занялись воспроизводством.  Ценны признаки православных сумасшедших - невольно вспоминаются преподаватели минской недуховной семинарии и академии, всякие карзуны, фили, приходские митрофорные бандиты  и пр. Моя келья в Жировичском монастыре - рядом сумасшедший иеромонах Ириней, неподалеку одержимый человеконенавистничеством Опалько (в личном деле справка с приветом! ), напротив еще один душевнобольной иеромонах (не путать с о. Игнатием) . Зачем это выдавать за монастырь? Нажива...  Эмилия пишет: "В монастырях много психически больных людей. И это тоже заразно". Полагаю, в Жировичском монастыре в 1999-2000 гг. от 20 до 30% насельников имели явные психические отклонения. Впрочем, не о Жировичах речь. Читайте повесть, она стоит того!  ... Я не з...